Историческая справка - Управление образования г.Каргополь

Перейти к контенту

Главное меню:

Историческая справка

Об Управлении

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
(Евангелие от Иоанна)

 
    Давно известно, хотя, может быть, не всегда на это обращают внимание, что с древних времен первые переводчики на славянский язык Кирилл и его брат Мефодий понятием «Слово» переводили знаменитое греческое понятие «Логос». В древнегреческом языке значение Логос многомерно. Это и собственное слово, и закон всемирного развития, и закон жизни отдельного человека, и великая тайна бытия. Но одним из первых мирских слов на пути к познанию истины была азбука и школа -первичное звено в процессе образования, и формирования взрослого человека-созидателя. Логия-изучение.
    На старых грифельных досках детскими ручейками наших предков выводились первые азы грамотности - аз, буки, веди, глагол, добро и живете...
    Учитель, первый наставник, вносил семена вечного и доброго в благодатную почву просвещения и цель его велика и возвышенна - провести человека по линии от познания к практике жизни. Кто мы и куда идем? Глубоко разобраться в самых первых шагах в жизни, ее корнях. В этом случае сей вопрос из праздно-познавательного превращается в самый насущный, -поняв истоки, мы поймем себя и свое место в современном мире. Каждый день, каждый урок начинался с молитвы и святоносный смысл этого действа очевиден,- без молитвы русский человек не начинал ни одного важного дела. Это прививалось с раннего детства также как потребность в труде.
    Радужно для России начался XX век. Как новый корабль, готовый к большим походам, вошла она стремительно в его объятия. Ничего не предвещало беды до первого потрясения в русско-японской войне и событиями 1905 года. В истории тоже есть подводные рифы. В царствование Николая - И в России открылось около 50 тыс. новых школ, 250 новых монастырей, сооружено более 10 тыс. новых церквей. К 1913 г. насчитывалось более 37тыс. церковно-приходских школ, число учащихся в которых достигало 2 млн. чел. (от общего количества населения 163 млн. чел.) («Россия. Великая Судьба»,.с. 625, М.2006).
    С 1894 г. начальное образование в России стало бесплатным, а с 1908г. - обязательным.
    Городское 4-х классное училище- стало основным образовательным учреждением и по их количеству в уездных городах, таких как Каргополь, и по уровню даваемых знаний. К 1913 г. общий бюджет народного образования достиг колоссальной для того времени (да и для нашего времени) цифры - полмиллиарда рублей золотом, а темп его прироста за 20 лет-628%.
    В 1909 г. начался великий промышленный подъем, и по темпам роста Россия вышла на абсолютное первое место в мире. Страна поставляла четверть мирового экспорта зерна. Население России неуклонно росло: в 1858 г. - 68 млн. чел., в 1897 г. - 116 млн. чел., в 1914 г. - 163 млн. чел. (без учета жителей Финляндии и Польши).
    За 56 лет население России увеличилось на 95 млн. чел., т.е. число жителей за полтора десятка лет увеличилось в 1,4 раза, а доля жителей России в мире возросла с 5 до 8 % (!).(«Россия. Великая судьба», с. 616).
    Лозунгом времени - второй половины XIXвека стало просветительство и распространение знаний. За это время встала на ноги и добилась значительных успехов система народных школ в России. Поскольку грамотность требовалась повсюду, на каждом шагу, просвещение народа сделало огромный шаг вперед. Так в 60-е годы читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. - 21 %. Количество начальных школ выросло за вторую половину века примерно в 17 раз - к 1896 г. их было около 79 тыс. с 3800 тыс. учащихся. И все же число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям времени. Две трети детей школьного возраста оставались вне школ, так как население росло непомерно вверх, школы не могли охватить весь объем потреблением знаниями. Развивалось и среднее образование: его. давали классические гимназии и реальные училища, относящиеся к платным. Возникли и женские гимназии. К концу века в России было около 600 мужских средних учебных заведений со 150 тыс. учащихся (примерно в шесть раз больше, чем в середине столетия) и около 200 женских средних учебных заведений с 75 тыс. учащихся.
    Число высших учебных специальных заведений выросло (во второй половине XIXв.) в четыре с' лишним раза ( с 14 до 63), в них обучалось около 30 тыс. студентов. Были всевозможные курсы, кружки, которые основывались земствами, комитетами грамотности и различными благотворительными обществами. Число публичных читален выросло в три с лишним раза за полвека ( с 280 до 862). К 1890 г. Россия стала третьей в мире (после Германии и Франции) по количеству названий выпускаемой литературы. Число типографий выросло за 50 лет в 14 раз - с 96 до 1300. (см. «Каргопольская частная типография Савельева» в здании современной' 1 школы).
    Д.И.Менделеев на основе тщательных расчетов в демографии составил самый оптимистичный прогноз развития России в XXстолетии; в том случае, «если она продолжит... реально начатый порядок развития всех видов промышленности, в том числе земледелия... Если с промышленностью русский народ начнет хоть немного богатеть, то он не перестанет плодиться и еще умножит прирост удваиваясь примерно в 40 лет.».(Д.Менделеев. «Заветные мысли»)
    О распространении грамотности въ России имъются точныя данныя только по переписи 1897 г.Тогда на 100 жителей ( не считая дътей до 9 лъть) приходилось 27 грамотныхъ. Въ настоящее время процентъ этотъ безъ сомнъшя значительно выше.
    Развитие школ, уровень грамотности всегда зависели от многих социально-экономических факторов бытия. Показатель уровня народного образования населения состоит не в количестве школ и учителей в них, а в умении работать, приращивать темпы роста «богатеть» за счет полученных знаний, применяя их в работе. С учетом этой истины главный упор в школах велся на повышение навыков, умения производить материальное. Поэтому рукоделие, основы ремесел, как предмет был вторым по значимости после закона божьего и русского языка в церковно-приходских школах. В деревнях самой жизнью исключались ничего не имеющие делать люди, ибо здесь натуральное хозяйство довлело над всем укладом бытия. Оно переходило в ремесленно-отходнический уровень развития местных кустарных промыслов, поскольку Каргопольский уезд не был промышленным.
    Народное образование было востребовано, ибо оно просто не могло быстро справиться с растущим количеством населения. Общий бюджет народного образования в 1913 г. в 0,5 миллиарда рублей золотом был огромен, но и он не мог охватить запросы растущих проблем, связанных с обязательным и бесплатным с 1908 г. начальным образованием. Эквивалент затрат на народное образование в то время был значительно выше затрат современных . в наше время.
   Рост населения России по расчетам великого ученого Д.И.Менделеева в книге «Заветные мысли» 1905г. - «если сохранятся тенденции роста в конце XIXв., то в XXв. и во второй его половине число русского народа возросло бы до 400 млн. человек со 125 млн. в конце XIXв.

   В 1909 Г. в Каргополе (по архиву ГААО, 1065-4 № 547).
Число учащихся мужского полу-257, женского - 188.
Бюджет города - до 13000 руб. расходы, долги 3030 руб.
Средняя стоимость квартиры - 60 руб. в год.
Плата прислуге - муж. - 72 руб. в год, жен. - 50 руб.
Наемная плата чернорабочим - мужч. - от 40- 80 коп., женщ.- от 25 - 40 коп.
Заработная плата учителя - у мужчин - 120 руб. в год, у женщин - 100 руб. в год.

    Из решений Каргопольской городской управы 1910- 1914 г.г. В 1914 г. на стипендии учащимся выделено 20 руб.
    «Олонецким губернским земством отпущено 150 руб. Каргопольскому духовному училищу в 1914 году для выдачи пособия бедным ученикам и 100 рублей на покупку портретов Его императорского величества».
   В 1915 г. в школах Каргопольского уезда обучалось 3000 детей, преимущественно владетельных крестьян, мещан и купцов.
   В 1913 г. - 72 % неграмотных среди населения уезда. В сметах на образование в Земстве  были  такие- статьи  затрат:  на  подвоз  учащихся  на лошадях  в  школу,  на приобретение книг и бумаги, сменной обуви, на медицинское обследование детей, теплую одежду, обогрев школ., призрение сирот, лечение детей и даже стрижку. Среднее количество учащихся в классе от 5-15 человек.
   Само слово «интеллигенция» вошло в обиход в России после реформ и впервые появилось в статьях модного тогда писателя П.Д.Боборыкина. Сам слой интеллигенции был еще очень узок. По подсчетам исследователей в 1860-х г.г. насчитывалось около 20 тыс. человек, занимающихся интеллигентным трудом. К концу столетия это число увеличилось до 20 тысяч, но и тогда они составили всего 0,2% от 125- миллионного населения империи. Среди разночинцев учителя народных школ занимали самую значительную часть. («Россия. Великая судьба». с. 537, М. 2006).

  Манифест от 29 апреля 1881 г.

    «О призыве всех подданных к служению верою и правдою Его императорскому величеству и государству, к искоренению гнусной крамолы, к утверждению веры и нравственности, доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действии учреждений России».
    С 1884 г. появился закон о «кухаркиных детях», в котором рекомендовали ограничить поступления в гимназии детей лакеев, поваров, прачек, за исключением одаренных необыкновенными способностями, чтобы не «выводить из среды к коей они принадлежат». Одновременно стало резко увеличиваться число церковно-приходских школ.  В них детей обучали в первую очередь Закону Божьему, воспитывали в них преданность и уважение к Церкви и священникам, рукоделию.
    Изучив данные статистического комитета и результаты переписи населения России 28 января 1897 г. Д.И.Менделеев пришел к ошеломляющим выводам в демографии. - Население России имеет прямую и реальную возможность удваиваться в каждые 40 лет. Естественно при условии отсутствия за эти годы локальных войн, впрочем, «Заветные мысли» вышли уже после русско-японской войны.
    Со стороны правительства забота о росте населения выразилась в реформах 1894-97г.г. Манифестом 14 ноября 1894г. понижены проценты для заемщиков крестьянского банка до 4,5%. образованы благотворительные банки и общества в уездных городах. Дарованы особые льготы, вызванные «современным неблагоприятным положением земледелия. дающего средства к существованию большей части населения «Империи». Под «неблагоприятными условиями» подразумевался неурожайный 1891 год ( только один из 20 лет) и его последствия. В 1895 г. утверждено ассигнование свыше 3 млн. рублей в год на церковноприходские школы и школы грамоты.
    Именной указ от 13 января 1895 г., которым повелено ежегодно отпускать из государственного казначейства 500000 руб. для оказания помощи нуждающимся ученым, писателям, публицистам, учителям и врачам, а равно их вдовам и сиротам. Пробел в системе благотворительности восполнен утвержденным 1 сентября 1895г. положением о попечительстве над домами трудолюбия и работными домами под покровительством Имп. Александры Федоровны. Законом 13 мая 1896г. установлены значительные облегчения по взиманию с крестьян выкупных платежей, которые могут быть пересрочены на новые сроки - с понижением текущего процента до 4, вместо 5 и 4,17% , а частью даже отсрочены без начисления %. Новым уставом крестьянского банка ( утвержден. 27 ноября 1895г.) расширилась территория действия банка, круг лиц, могущих пользоваться его услугами (кроме крестьян, сюда отнесены и мещане, постоянно проживающие в селениях и занимающиеся земледелием), и круг операций, им совершаемых ( кроме ссуд на покупку земель, банку предоставлено выдавать ссуды и под залог земли, уже приобретенной крестьянами для погашения лежащих на ней долгов, а равно покупать земли за собственный счет, для перепродажи их крестьянам). Мерой благоприятной для крестьянского землепользования является и закон от 16 июня 1895г.. распространяющий на товарищества из местных крестьян льготы по арендованию казенных земель, установленные в 1884г. для сельских обществ. Одновременно всемерно укреплялось и развивалось самоуправление в волостях. Крестьяне сами избирали из своей среды волостных земских и церковных старост, земских судей, сотских, формируя свой волостной аппарат, который на общественных началах осуществлял управление всеми делами.  
    На погостах была приходская казна, которая помогала волощанам распределять средства и служила жителям как своеобразная ссудная касса - источник небольших кредитов. В церквях или рядом с ними жили нищие (обедневшая часть сообщества), которым оказывалось по современному «социальная защита». Поскольку обучение детей в школах было делом необходимым и социальным, то и решалась эта проблема тоже сообща. Постройка школы, обучение, наем учителя ( в волости главным учителем был священник, нанимаемый или даже выбранный из числа прихожан), отопление школы, подвоз ребятишек и другие проблемы решались всем миром.
    Многие исторические документы и воспоминания старожилов говорят за то, что нашими предками была создана достаточно эффективная система управления, самоорганизации, социальной защиты и сельского образования. Создав в каждой волости современную воскресную школу, с каким бы уклоном в программе развития она ни была (духовная, рукодельная, народно-промысловая, музыкальная или художественная), в наше время можно решить большие проблемы и одновременно поддержать традиции наших предков. Сеть учреждений народного образования в XIXвеке состояла: народные (бесплатные) сельские школы, церковно-приходские школы, трехклассные училища (школы), четырехклассные городские (в уездных городах) училища, воспитательные дома, реальные училища, воспитательные дома, реальные училища и гимназии в губернских городах, а также школы грамоты для взрослых. К концу XIXв. эта система образования была сформирована временем как самая оптимальная и приемлемая для местных условий. Она охватывала запросы всех слоев общества русского Севера.
 

Основные принципы создания, развития и работы церковно-приходских школ

    Приходъ, имъя источникомъ и руководителемъ духовной жизни церковь, принимаетъ участiе въ попеченiи о благоустроенш храма, обезпеченш его причта, устроенш и содержанш приходской школы и призрпьшя бъдныхъ и сиротъ. Живая связь церкви,
школы и прихода сдълала школу учреждешем вполнъ народнымъ, содъйствовала быстрому распространен^ школы и установила ту кръпкую связь съ нею народа, которая сохранилась и до нашихъ дней въ отношенш школы церковно-приходской. Въ тоже время эта связь содъйствовала всеобщности народнаго образовашя.
    Русская церковно-приходская школа была учреждешемъ образовательнымъ, элементарнымъ; устроивалась она для обучешя дпьтей и имъла соответствующий элементарному образовашю курсъ.
    Дъти принимались въ школу отъ 7 до 9 лътъ; но опредъленныхъ правилъ на этотъ предметъ не было.
    Способъ обучешя направленъ быль къ сознательному усвоению преподаваемыхъ предметовъ, причемъ, употреблялось повторете, уроки соображались съ силами ученика. По недостатку печатныхъ книгъ, ученье совершалось по рукописямъ; обучение чтешю соединялось съ письмомь. Главная забота прилагалась къ тому, чтобы чтете священныхъ книгъ было сознательнымъ и разумнымъ. Первою учебною книгою послъ азбуки была псалтырь, которую предки наши ценили высоко.Ее не только читали, но и заучивали наизусть. Она была «путевою» и и руководственною в жизни книгою для нашихъ предковъ. Обучеше письму цънилось высоко и сопровождалось изучещемъ правилъ тогдашнего правописашя. Пение составляло любимое занятие наших предковъ, преподавалось во всех школах и было распространено.Предки наши имели высокш взглядъ на грамотность, на «книжное учение» и чтение завещаний Славянству.
    Древнерусская школа не ограничивалась только обучением, но и имела живой воспитательный характеръ, основанный на Евангельском учении. Грамотность и книжное образование были не целью, но средством к достижению высших задач религиозно-нравственного воспитания.
    Идеал Русского воспитания основанъ на Евангельских началахъ правды, любви, мира, преданности воле Божией, смирении, человеколюбии; въ то же время онъ заключаетъ въ себе строгую православную церковность и , как идеалъ самобытно Русский, имеет характер высокого патриотизма. Этот идеал совпадалъ съ природными нравственными качествами наших предков - Славянъ и поэтому глубоко проникъ и укрепился в сознании народа.
    Значение нашей церковно-приходской школы обусловливается близостью ея къ Церкви Православной. Народъ Русскш выносил изъ этой школы грамотность, любовь к Православной Церкви, верность государю и отечеству, здоровый, правильный взгляд на жизнь и ея задачи, христианские убеждения о правде, любви, о послушании. Церкви, о долге, о совести, о высшем призвании человека.
    Корни создания этой системы уходят в далекое прошлое. Без школ не могли обойтись ни одна власть и государство, в какое бы время они ни находились, при каких системах правления' и строях не существовали. ВАспомним, что первым учителем Михаила Васильевича Ломоносова был Иван Иванович Каргопольский, - его громкая фамилия говорит сама за себя; как жаль, что его имя упоминается в биографии великого ученого только мельком. Неужели это удел всех учителей.
 

Какова же история народного образования в нашем крае?

    Одной из ее потаенных страниц является прошлое Каргопольского духовного училища.
    26 сентября 1909 года в этом учебном' заведении выступил с лекцией учитель Г.Сергиевский. Она была посвящена 100-летию училища и опубликована в «Олонецких ведомостях» 21 марта 1911 года. Сведения о нем содержатся также в книге профессора П.Знаменского «Духовные школы России до реформы 1808 года», а также в книгах Е.Прилежаева «Новгородские епархиальные школы в Петровскую эпоху» и Б.Титлинова «Духовная школа в России в XIXстолетии». Тем, кто заинтерисован в более глубокой разработке этой темы, рекомендую обратиться к этим источникам.
    «Первые сведения о духовной школе в Каргополе относятся к Петровской эпохе, говорится в лекции Г.Сергиевского, а именно к двадцатым годам XVIIIстолетия.
    С 1719 гола город Каргополь в епархиальном управлении относился к Новгородской епархии. В 1721 году на Новгородскую кафедру вступил  преемником митрополита Иова архиепископ Феодосии Яновский, ревностный распространитель образования, он открыл во всей, весьма обширной тогда, епархии пятнадцать низших «партикулярных» школ, в числе каковых была и «малая школа» в Каргополе. В первой Каргопольской духовной школе ученье началось в 1723 году. Всех учеников в этом году в школе было 26 в возрасте от 7 до 20 лет; десятеро - дети городского духовенства, прочие - из разных приходов Каргопольского заказа.
    Общий курс школьного обучения состоял из заучивания «десятичного букваря», как назывался в школах учебник Феофана Прокоповича «Первое учение отроком», Часослова, Псалтыря и в обучении письму, но в Каргопольской школе сверх этого приходилась еще «Славянская грамматика».
    Школа помещалась в Спасском монастыре. Эта партикулярная школа существовала, очевидно, короткое время, так как в 1.739 году казенный приказ архиерейского дома предполагал вновь открыть школу в Каргопольском монастыре. В 3 740 году в Новгороде открыта семинария, а с открытием ее появляются снова и низшие школы для подготовки поступающих в семинарию, и в 1742 году открыта школа в Каргополе.
    С 1764 года с отменою сборов с духовенства на школы последние за недостатком средств к существованию стали прикрываться, и в 1784 году при митрополите Гаврииле, после соединения Новгородской семинарии с Петербургской, оставалось всего одно училище. Вновь же низшие школы стали открываться с 1802 года, после нового открытия Новгородской семинарии, и к 1808 году их в епархии было открыто семь, в том числе и в Каргополе с сорока шестью учениками под именем «малое духовное приходское училище», которое в 1805 году уже существовало, а в 1809 году официально открыто».
    Возможно, в одной из этих партикулярных школ Каргополя учился наш знаменитый земляк Александр Баранов.

(газета «Каргополье, 24.12.1991 г.)


    С 11 мая по 20 июня 1909 года в Петербурге в здании Синодального Училищного Совета была учреждена всероссийская школьная выставка. Столичная печать того времени отметила это памятное событие тем, что поместила специальный «Рескрипт Государя Императора, данный во время пребывания их величеств в Стокгольме». Олонецкие ведомости дали подробное описание деятельности школ в 1909 году.
    Из 108 номеров экспонатов по Олонецкой губернии 23 занимали документы о лучших достижениях школ Каргопольского уезда. Среди них были отчеты школ и духовного училища, фотоальбомы, лучшие письменные работы учащихся, рисунки, образцы рукоделия и даже дневники учителей и учащихся.
    По всему Каргопольскому уезду особо отмечены «как заявившие себя усердием и успешными занятиями» священники школ: Н.Попов,И.Крылов, А.Поповский, С.Тихомиров, Д.Виноградов; учителя: Е.А.Лямкина, В.Ильинская, М.Мельницкая. Е.Пономарева, М.Фомина, А.Петрова, К.Маклионова, С.Суровцев, И.Данилов, М.Подгорный, Е.Н.Горбунцова, П.Урбанова.
    Ими были представлены от Каргопольской городской двухклассной школы «Круговые тетради учеников 4 и 5 отделения за 1908-9 г.г», письменные работы по русскому языку и чистописанию. От Зосимо-Савватиевской школы «Опыт рисования учеников 3 отделения с учительницей Е.Братолюбовой по книжке Смирнова». Учительница рукоделия этой школы Е.Н.Горбунцова была представлена к медали «За 10-летние труды по народному образованию».
    Была составлена и красочно оформлена «Летопись Каргопольской городской двухклассной школы», «Описание школьных праздников» (открытие монастырской школы, преобразование городской в двухклассную, освящение здания), отчет уездного наблюдателя священника И.В.Венустова «Педагогические собрания за 10 лет». Рукоделие, по его сведениям, преподавалось в 148 школах ( по 47 уроков на школу) по программе М.К.Каблуковой.
    Председатель Каргопольской уездной земской управы А.А. Ушаков дал такой отзыв о результатах испытаний в Зосимо-Савватиевской школе: «Здание школы собственное, внутри весьма светлое и чистое. Школа достаточно обставлена необходимыми учебными пособиями. На стенах портреты Их Величеств, картины из Священной истории, карты.
    Каргопольское купечество всегда было пытливым, башковитым и напористым. Сын городского головы Ушакова - Сергей Александрович учился в Санкт-Петербурге на Юридическом факультете. Сын Немчинова Порфирий Петрович окончил Санкт -Петербургский Политехнический институт. Иван и Александр Яковлевичи Вороновы (из мещан г.Каргополя) были студентами Московского коммерческого института. считавшимся самым престижным в купеческой среде. Там же учились братья Оськины Иван Петрович, Александр и Николай. Отличались высоким образованием сыновья Немчинова Борис, Сергей, Константин и Василий. Высоко образованными были семьи Мокеевых, Серковых, Старицыных и многие другие. Анатолий Блохин - сын купца Блохина,закончил филологический факультет.
    Сергей Иванович Шепелев - студент еще первых поколений ( в 1834 г.) - учился в Московском Императорском университете, закончил «отделение нравственно-политических наук», изучив латинский, немецкий, французский, математику и другие науки. Его сын Петр Сергеевич Шепелев имел экономическое образование, стал губернским секретарем Тельнихинского банка, награжден орденом Св. Станислава Шстепени и «Высочайше пожалован темнобрбнзовой медалью» в 1897 году.
    Мы приводим примеры только светского, а не духовного образования, и они бесконечны.
    Большими и добрыми традициями, семейными архивами и библиотекой славилась семья каргопольских мещан Литусовых. Они имели дом и небольшое торговое дело. В их семейном архиве остались документы за сто лет. ( с 1847 - 1938г.) В семье Литусовых были и учителя, оставившие записки, как представители городского учительского сословия.
    Рукописи И.И.Березина (р. 1904), М.И.Залесского (р. 1894), И.И.Рудометова, П.Пятунина составили особый фонд воспоминаний и жизнеописаний учителей. Это составило новый пласт культуры, часть общего духовного наследия Каргополья. В записях М.И.Залесского (уроженца дер.Чертовицы, Каргопольского уезда) - 17 тетрадей, в которых есть история церковно-приходских школ, описи школ, церквей, монастырей.
    Для них главным лейтмотивом жизни была духовность и цель передать ее другим последующим поколениям соотечественников и земляков.
    Ардальон Федорович Ушаров ( в 1917 г. ему было 37 лет) - земский врач, левый эсер, закончил Медицинский институт. Константин Алексеевич Лехов (сын купца) - выучился на фармацевта аптеки. Николай Николаевич Ивгаев ( 25 лет) - имел военное образование, штабс-капитан, чиновник (левый эсер). Владимирское военное училище закончил Иван Георгиевич Осипов, поручик - артист Государственного Александровского театра. По документам уездного военкомата - начальник команды артистов 179 Западного полка. В 1919 г. 4 июня мобилизован и откамандирнован для несения пробной службы согласно обстоятельств Губернской комиссии. Инструктор при Каргопольском Отделе народного образования. Видимо он был инициатором создания Каргопольского театра и других начинаний в народном образовании, закончил педагогические курсы.
    Многие семьи именитых каргопольских купцов - «отцов города» имели династические корни; потомственные фамильные традиции, среди которых главной считалось воспитать и обучить сына или дочь. Да, человек призван жить в достатке, для этого он должен много трудиться, пробивая себе путь знаниями, умом, талантом. Но кроме понятия «достаток» существует еще более емкое слово - «достоинство» нравственное и духовное. После того, как купечество было объявлено «врагами народа», коими они никогда не были, все духовные, династические и культурные традиции были выкорчеваны новой властью. Грубо нарушен благодатный слой городской культуры, надолго заглохло меценатство и благотворительность. На коллективное поручание и разграбление пошли не только материальные и духовные ценности.
 

Путь через познание родного края

    На окнах белые шторы. Нет сомнения, что чистая и опрятная обстановка имеет весьма важное влияние на учащихся: они и сами стараются быть опрятными, что в действительности и оказалось. Одно только является неудобным, что учащиеся раздеваются в помещении класса - это общий недостаток наших начальных школ...»
    От правления Каргопольского духовного училища был опубликован Разрядной список учеников училища за 1909год.
    Класс I. В первом разряде : Иван Лямкин, Константин Мегорский, Александр Устьволгский, Михаил Магаев, Николай Красновский, Михаил Ильинский; во втором разряде: Петр Лесков, Иван Нименский, Николай Волокославский. Александр Здравомыслов, Филарет Папышев, Федор Фомин, Василий Пятницкий.
    Класс II. В первом разряде : Александр Иконников, Александр Розмаринский, Леонид Лядинский и Иван Успенский; во втором разряде: Федор Флеренский, Александр Охотин. Александр Павлов, Иван Ребров, Пантелеймон Беляев.
    Держат переэкзаменовки после летних каникул: Григорий Ильинский - по русскому языку и Александр Пятницкий - по латинскому языку и арифметике. Оставлен на повторительный курс Алексей Виноградов по болезни.
    Класс III. В первом разряде: Леонид Шалавин и Василий Вифлеемский, во втором разряде: Анатолий Урбанов, Константин Магаев, А.Грандов, Алексей Соболев, Александр Соколов, Павел Пименов и Николай Попов. Держат переэкзаменовки Михаил Альбов и
Алексей Беляев по русскому языку. Оставлен на повторительный      курс по малоуспешности Иван Первенцев.
    Класс IV. Окончили полный курс училища и удостоены перевода в духовную семинарию: Иван Лесков, Александр Попов. Иван Зуев, Василий Покровский; Во втором разряде: Василий Шуйский, Петр Попов, Петр Покровский, Иван Енохов, Павел Грандов, Сергей Мельницкий, Михаил Кипреев, Петр Громцев. Дмитрий Лесков и Василий Ярославцев.
    На выставке были представлены два классных журнала, на которых олонецкий губернатор Н.В.Протасьев соизволил собственноручно начертать: «С удовольствием слушал детей, просвещенных светом знания и , главное, познанием истин православной веры трудами руководителей, которых искренно благодарю... Пусть труды, отданные от искреннего сердца учащимся, дадут благой плод в учащихся. Уношу весьма приятное воспоминание от посещения школы». (газета «Каргополье» 24.12.1991г.)
    Как шло образование и воспитание в состоятельных дворянских, купеческих и мещанских семьях. Конечно, этот процесс шел через платное обучение. В семьях купцов для обучения отроков нанимались гувернантки, стоимость услуг которых была от 50 до 100 руб. в год и зависела от уровня квалификации ( со знанием иностранных языков плата была больше). Были в обиходе специально разработанные книги - программы для обучения и воспитания детей на дому. Определялся объем знаний, список книг для прочтения. Гувернантки проходили ежегодичные испытания (экзамен) и должны были предоставить соответствующие документы и по приему на службу и отчет после нее. Очень состоятельные хозяева могли нанимать гувернантку к каждому ребенку в отдельности, а также учителей музыки, танцев, рисования. Во многих семьях каргопольских купцов, а большинство из них были многодетными, обучение и воспитание шло через этот путь или ребенка определяли в престижное городское четырехгодичное училище (с платным обучением). С одиннадцати лет подросток поступал в гимназии, которые были в губернских городах, в семьях военных мальчика определяли в кадетский корпус с четырехгодичным воспитанием. О гимназиях, реальных училищах и коммерческих училищах (самых престижных для купечества) до сих пор ходят легенды, и уровень получаемого там образования удивляет до сих пор.
    Но через платное образование могли достичь своей цели не только именитые люди, дело только в главном - в желании учиться и применить свои знания на практике.
    Большинство учителей старого поколения, учителей «патриархов» были настоящими подвижниками - краеведами. Помимо своей прямой работы в школе они активно выступали в печати, воспитывали детей на примере своего яркого жизневосприятия, вели дневники и записки.
    Все начиналось с азов, с букваря и с его первой строчки и картинки. Так всем понятные слова род, родник, родина выстраивались в единую цепочку, линию жизни человека, прошедшего ее первые начала по тропинке от дома к школе.
    Народность школ состоялась в том, что именно с азов жизнь каждого человека наполнялась смыслом, человек был ' призван понять этот смысл и исполнить предназначенную ему роль. Этот процесс шел только через труд, к которому как и к молитве приучали с детства.
    Народный учитель. На него, как на духовного наставника, всегда возлагалась великая ответственность в воспитании детей; как и у врача заповедь не навреди, была всегда изначальной. И спрос всегда был с учителя, как с первого проводника идей. Каждый раз. входя в класс, учитель выполнял эту заветную клятву Гиппократа.
     Из «Церковных ведомостей» № 47 за 19 ноября 1911 г.: «Объяснительная   записка   к   утвержденным    Св.Синодом    правилам   общин    сестер просвещения при церковно-учительских школах».
    «Применение женского труда в области народного образования с каждым годом все более и более увеличивается и , по имеющимся сведениям, постепенно вытесняет из этой области мужской труд. (По последней переписи в церковных школах учительствовало 23.268 мужчин и 22.804 женщины), в недалеком будущем, надо ожидать, не томно сравняться, но и превысит количество лиц мужского пола, посвятивших себя педагогической деятельности в церковно-приходсшй школе... Вместе с тем возрастает число лиц женского пола, ищущих в народном учительстве не только кусок хлеба, но и осуществление высокой идеи служения народу.
    Поэтому необходимо повсеместно поощрять и учреждать общины сестер просвещения. которые .в глазах русского народа имеют самоотверженное служение людям». Далее следует проект устава общин сестер просвещения, которые учреждались при школах, женских монастырях и епархиях олонецкого края. Вступающие в общину призваны были «подготовить себя к предстоящему подвигу постом и исповедью и причастию Святых Тайн.» Назначалась начальница общины, благословлялась у епископа. На сестру просвещения торжественно возлагался крест на цветной ленте. Она присягала иметь расположение народа, его доверие, «ограждать себя от темных сил на почве грубости нравов и невежества. Особо отличившимся сестрам выдавался серебряный кр;ст на цветной ленте «Начальницы общины», носят сребро-позлащенный крест. Такой же крест выдается от Св.Синода сестрам, непрерывно и с пользою для дела потрудившимся не менее 25 лет и «пожизненный пенсион».
    Сестрам просвещения усвояется особая одежда: темносерое платье установленного покроя, с пелериною, черным фартуком и белой косынкой на голове. В дни празднитные предоставляется серое платье заменять белым такого же покроя. Ношение фо->мы обязательно. «Полученный крест в награду за отлично-усердную службу, при выход*, из общины не возвращается, но ношение такого креста не допускается.»
    Далее мы представляем текст «Присяги сестры просвещения»: «Я, нижеподписавшаяся, ... желая послужить, доколе Богу угодно будет, просвещению на христианских начетах, согласно учению православной Церкви, отроков и отроковиц, ищущих обучения книжного, непринужденно, по своему изволению приемлю звание сестры просвещения, да в день он слышу о себе глас. Праведного Судии свидетельствующий, что тщилась я исполнить з.аповедь: «Иже научить, сей великий наречется в царствии небесном» (Мф.5,19) почщуся не словом токмо, но и самым житием неленостью возогревать в себе и учащихся ревность к дому Божию, верность Царю православному и любовь к народу русскому; в чем да поможет мне Бог. Б удостоверение же сего обещания целую крест и слова Спасителя моего: аминь.»
    В данном очерке мы с уважением приведем более тридцати имен народных учителей и учительниц - подвижников Каргопольского края первого поколения, их послужные списки, награды и трудовые биографии. В каждом селе помнят волостных наставников, которые были их духовными пастырями; Они передавали людям не только грамоту, но еще и главное - духовное достоинство. Многие учителя выбирали этот нелегкий путь к сердцам своих учеников через познание своего родного края. Они были краеведами по призванию, по велению своей профессии и по зову сердца.
    Педагогическое образование имели и уездные журналисты - сотрудники первой газеты «Каргопольский колокол». Среди них в документах архива уездного военкомата значится: Попов Иван Михайлович 1881 г.р. - уездный журналист, работник и зам. редактора «Каргопольский колокол»; Исаева Мария Фоминична ( 19 лет) - журналистка, беспартийная; Иван Максимович Боголюбов - бывший инспектор, надворный советник; Председатель и казначей партии «Народная свобода», - бывший надворный советник Пакулев Михаил Александрович (51 год). Юридическое образование имели: Григорий Иванович Екимов -мировой судья   до 1918 г. и Константин Львович Урванцев - волостной мировой судья. (1918 г.).
    Первый заведующий народным образованием в уездепо документам архива значится Кузьмин Яков Иванович 1895г.р. - член Каргопольского Ревисполкома в 1918 г. Он стоял у истоков уже нового образования при советской власти.
    Шушерин Влад. Степанович 1887 г.р. (штабс-капитан) имел военное и педагогическое образование, - делопроизводитель учительской семинарии, Каргопольский отдел народного образования.
    И заключает этот список Абрамов Степан Васильевич 1890 г.р. - Заведующий отделом школ олонецкого (?) народного образования в в 1918г.   Самый богатый послужной список у Марвина Михаила Яковлевича ( р. 1898г.) родился в г.Каргополе, - учитель в 1916 -1917г.г. Учительская работа стала большим началом пути в науку, он стал ученым зоологом, доктором наук, зав. кафедрой в Свердловском университете. В наших школах на уроках биологии следовало бы подробно изучать труды великого земляка и ввести, их в программу обучения.
    Далеко известны в науке труды нашего земляка Д.Н.Антипина ( 1898 - 1978), гельминтолога, профессора, доктора биологических наук. А также Н.А.Рыкова (1910-1984), доктора педагогических наук, автора более 200 книг, брошюр, статей. Для него впервые врата ечености открывались еще в царских школах так же, как для писателя А.П.Чапыгина (1870 - 1937).
    Не счесть в вековой толще нашего народа истинных патриотов своего края, «влюбленных», по словам М.М.Пришвина, бывавшего на Олонецкой земле, - в ту сторону прошлого, где открыты ворота для будущего, и за это дело готовых зябнуть. голодать и даже вовсе погибнуть, не думая о наградах, о признаниях своих заслуг современниками и потомками».
    Именно к таким краеведам первого поколения относился К.А.Докучаев-Басков и его современники. В этой силе преемственности заключается непрерывная связь линии времени, ее высокая духовность.
    Одно время в старых школах был предмет с прекрасным названием - родиноведение. Этот предмет, или урок можно бы развить в каждой школе, чтобы достаточно изучить истоки бытия в своем крае. Краеведение может иметь много направлений: историческое, географическое,   этнографическое,  топонимическое,  литературно-  эпическое  и  т.д.   в зависимости от интересов изучающих его людей. Не случайно большинство учителей старого поколения были краеведами, стали настоящими подвижниками. Помимо своей прямой работы в школе они активно выступали в печати, вели всои личные дневники и записки. В таких периодических изданиях как «Олонецкие губернские ведомости» . «Олонецкая неделя», «Вестник Олонецкого губернского земства» и «Олонецкие епархиальные ведомости», а также в «Памятной книжке Олонецкой губернии» регулярно появлялись статьи каргопольских краеведов: К.А.Докучаева-Баскова, Н.Лунина, И.И.Рудометова, И.И.Забивкина, И.И.Березина, М.И.Залесского. К краеведам первого поколения XXвека относились П.Пятунин — автор «Каргопольщины - в прошлом и настоящем», Ф.К.Докучаев - очерк «Каргополь». Образцом самопожертвования ради краеведческой науки стала жизнь и творчество лауреата Уваровской премии К.А.Докучаева-Баскова.
    В 1860 году премию разделили А.Н.Островский за пьесу «Гроза» и А.Ф.Писемский за драму «Горькая судьбина»;
    в 1863    - А.Н.Островский за пьесу «Грех да беда на кого не живет», Д.Минаев за комедию «Разоренное гнездо» /»Спетая песня»/;
    в 1867 году и 1870 (посмертно) премии получил А.Н.Афанасьев за труд «Поэтические воззрения славян на природу»;
    в 1869 году - В.В.Стасов- за исследование «Происхождение русских былин»:
    в 1876 - А.Д.Галахов - за «Историю русской словестности, древней и новой»;
    в 1894 и 1898 - Н.П.Барсуков - за многотомник «Труды и дни М.П.Погодина».
    По данным из Интернета. 4 июня 1849 года, родился Карп Андреевич Докучаев-Басков ( 1849-1916), краевед, историк, написавший около 40 исследований по истории Поонежья...
    Автор работ «Чаженский раскольнический'скит ( 1710-1854)», «Кенский монастырь, Пахомиева пустынь», «Емецкого волока Благовещенская убогая пустынь», «Кодлозерская пустынь», «Из жизни каргопольских странников-бегунов» и др. За труд «Подвижники и монастыри Крайнего Севера» удостоен Уваровской премии (1892). Уроженец Каргополя. ( ИА «Двина-Информ», Ирина Каторина)
    После смерти К.А.Докучаева-Баскова прошло ровно 90 лет, и сегодня,- в юбилейный день города и в день рожднния его мы с благодарностью и гордостью называем его имя.
    В Интернете есть статья И.В.Онучиной о биографии Карпа Андреевича на французском языке.
    Одно время в старых школах был предмет с прекрасным названием - родиноведение. Этот предмет, или урок можно бы развить в каждой школе, чтобы достаточно изучить истоки бытия в своём крае. Краеведение может иметь много направлений: историческое, географическое, этнографическое, топонимическое, литературно-эпическое и т.д. в зависимости от интересов изучающих его людей. Не случайно большинство учителей старого поколения были краеведами, стали настоящими подвижниками. Помимо своей прямой работы в школе они активно выступали в печати, вели свои личные дневники и записки. В таких периодических изданиях' как «Олонецкие губернские ведомости», «Олонецкая неделя», «Вестник Олонецкого губернского земства», «Олонецкие епархиальные ведомости» , а также в «Памятной книжке Олонецкой губернии» и «Вестнике общества изучения Олонецкой губернии» регулярно появлялись статьи каргопольских краеведов: К.А.Докучаева-Баскова, Н.Лунина, И.И.Рудометова,И.И.Забивкина, И.И.Березина, М.И.Залеского. К краеведам первого поколения XXв. относились П.Пятунин - автор «Каргопольщины в прошлом и настоящем», Ф.К.Докучаев - очерк «Каргополь». Образцом самопожертвования ради краеведческой науки стала жизнь и творчество лауреата Уваровской премии К.А.Докучаева-Баскова.
    « И вот последний мой упрек названному Обществу, так энергично начавшему работать; оно умело отблагодарить всех, отозвавшихся материально, но оно не подумало о тех немногих, которые, конечно, не пришлют и ста копеек, ибо были голодны всю жизнь, отданную только на пользу родины. Я говорю, конечно, о Карпе Андреевиче Докучаеве-Баскове, лучшем гражданине Каргополя и славном сыне Олонецкого края.
    Смею думать, что ему ни холодно, ни жарко, что о нем не вспомнили ни в одно собрание, что его не избрали почетным членом, но, я полагаю, это надо было сделать обществу для своей чести!
    Правда, иные скажут, что Карпу Андреевичу посвящена статья. Но ... статья статьёй, если бы она была написана и посолиднее и помещена не в затылке книжки, а должное должным.» («Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера» 1913 г. №20, 15.10.1913г. стр. 921, краевед Л.Уних, раздел «Критика и библиография»).
    Через три года Карпа Андреевича не стало. Он тихо скончался в 1916 году.
    С изучения его письменного наследия начинали свой путь краеведы всех последующих поколений. Конечно о нем много написано и на русском и на французском языках. И это очень хорошо. Следовало бы обязательно издать полное собрание его трудов и полное описание его нелегкой жизни. Ежегодно 4 июня (по старому стилю), в день рождения Карпа Андреевича, в школах проводить памятные краеведческие чтения и уроки. Горько осознавать, что нашему великому земляку, почетному гражданину города нет памятника на могиле или памятной плиты.
    Ключ к возрождению старых традиций лежит в коллективном сообществе людей, в отрицании равнодушия к прошлому. Примеры самоотдачи и пожертвований даны старшими поколениями учителей- краеведов. Их заветы живы, как родники Онеги, пробивающиеся из-под спуда времени, сливаются они в общую реку познания.
    Малая родина. Она незримо становится для каждого мерилом духовности и святость её естественна, как «березка, что в поле» и как первая тропинка к школе. Это понятие ,не нуждается в излишнем пафосе, в громком патриотизме, в высокопарных словах. Она просто есть. У каждого своя и заветная, даже потаенная. «Родина ,есть священная тайна каждого человека, так же, как и его рождение. Теми же таинственными и неисследимыми связями, которыми соединяется он через лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческому древу, он связан через родину с матерью-землей, и со всем божьим творением.
    Моя родина... Там я не только родился, но и зародился в зерне, в самом своем существе, так что дальнейшая моя, такая ломаная и сложная жизнь есть только ряд побегов на этом корне. Все, все мое - оттуда. Рассказать о родине так же трудно, как и рассказать о матери». (Сергей Булгаков. 1946г.). Как проникновенны эти строки! Многие учителя - краеведы нескольких поколений выбирали для себя и учеников верную тропинку в мир духовности через познание своего края.
    Тернист и труден путь народного учителя. Все они, - учителя народных школ, должны были закончить трехгодичные педагогические курсы средние или высшие по разрядам и пройти государственные испытания - комиссии по принятию квалификации и звания. Давалось соответствующее удостоверение на право преподавания дисциплины с установлением оклада по разрядам. Их деятельность регулировало и контролировало уездное земство через инспекторов и смотрителей училищ. Регулярно каждый учитель составлял отчет, который заверялся инспектором. Устанавливались годичные испытания, ревизии.
    Определялись уездные педагогические или школьные наблюдатели, которые посещали уроки и школы для инспектирования и составляли отчеты о их деятельности. Например в 1909 г. в Каргополе им был священник И.В.Венустов. Ему принадлежит материал «Педагогические5 собрания за 10 лет». Самым почетным инспектором школы был сам городской голова, опорой всей системы было земство. Возглавлял его более 20 лет Коллежский асессор Филарет Готчардтович Кименталь ( в 1896 г.) - председатель земской управы, член Каргопольского комитета общества улучшения народного труда и образования в память царя - освободителя Александра II. В его подчинении был 'член Каргопольской земской управы, инспектор Владимир Карлович Скандер - дворянин.
    Сын Ф.Г.Кименталя, Кименталь Николай Филаретович, коллежский асессор, председатель уезного съезда в 1915 г. Член правления земской управы.
    Через земство решались все насущные проблемы школ уезда, они назывались земскими и строились по проектам, утвержденным соответствующими строительными отделами уезда ( весь уезд за дальностью пути был разделен на 4 стана, где были свои присутствия, например, Няндомское, Шалакушское, Коневское).
    В заботу Земств входили задачи по устройству и строительству школ. ассигнование, контроль, вопросы кадров ( в то время этого слова не было) - состава учителей, инспектирование.
    Мы предлагаем выдержку из «Положения о губернских и уездных Земских учреждениях». Опубликовано в Своде законов Российской империи, т. II, изд. 1910г.
... «'К предметам ведомства земских учреждений принадлежат:
- Заведывание Земскими благотворительными заведениями; попечение и призрение бедных, больных, а также сирых и увечных.
- Участие в мероприятиях по охранению народного здравия, развития средств медицинской врачебной помощи населению...
- Попечение о развитии средств народного образования... за счет земства школами.
- Воспособление зависящими от земства способами местному земледелию, торговле и промыслам.
- Забота о чистоте городов и сел. о состоянии Зданий гражданских и церковных».
   Земства вели большую нагрузку в образовании, земские школы -были в каждой волости, поэтому напрасно известный классик ( В.И.Ленин) назвал их «пятым колесом в российской телеге». Кстати, само здание уездного земства по улице Каменка до сих пор служит школе верой и правдой уже более 100 лет.
   Так что «ведомство Кименталя» прочно вошло в историю города Каргополя не как «пятое колесо». А на строительство Заречной школы Ленин до сих пор показывает каменной рукой, как на образчик советского разгильдяйства, долгостроя, хищений. Во где «пятое колесо» России! При земствах так школ не строили. И не надо себя тешить иллюзией, что дети не понимают этой разницы, сидя в холодных и тесных классах. Они это понимают лучше взрослых от власти идущих мужей.
   Земскую школу строили всем миром, бревнышко к бревнышку, надежно, на века.
   Ее обязательно освящал священник, в классах было тепло и просторно даже при печном отоплении. Мы явственно воссоздаем ее внутреннее убранство по картинам из Третьяковки Богданова-Бельского, Максимова; «Устный счет», «На пороге школы». «В сельской школе» и др. В таких народных школах, а их были сотни по всем волостям уезда. учились наши прадеды и деды.
   Народность школ состояла в том, что именно с азов жизнь каждого человека наполнялась смыслом, человек был призван понять этот смысл и исполнить предназначенную ему роль. Этот процесс шел только через труд, к которому как и к молитве приучали в детстве.
   Народные школы простояли век, служа людям. Мы обязаны вспомнить их, как памятники, ушедшие в прошлое. Здание Вечерней школы в доме купца Блохина по ул.Архангельской, в нем одно время был и детдом. Как сложилась судьба - сожгли среди бела дня. Эти дома купцов служили как школы и детсады, и ясли, на их базе присутствовали все школы города, за редким исключением. Только здание 3 школы построено в советское время, Павловской школы да и то с большими претензиями на благоустройство. Вторая школа развивалась на базе здания Земской управы и домов купца. Можно легко перечислить по пальцам здания, построенные в советское время, остальное все было купеческим наследием, «проедаемым городом сообща». Где дом Лаврентьевых, отданный ими под детский приют, дом Немчинова, - все только наготово использовано и порушено по системе «ломать - не строить». Все уходит в прошлое, замыкается временный круг, но остается память о своей первой школе, классе и первой учительнице, открывшей перед тобой букварь - окно в будущее. Таковой для нас в памяти осталась Базовая, бывшая земская школа с ее старыми, просторными классами, высокими окнами и залом.
     Школа №1 размещалась по ул.С.-Петербургской в здании Савельева - владельца типографии.
     Роль земств в деятельности школ высока, разнообразна и возвышенна. Об этом красноречиво говорят документы прошлого. 1909 год в архивных книгах наиболее интересен .для меня, не только поэтому, что этот год рождения моего отца Николая Ивановича, приведшего нас в тот памятный и трепетный сентябрьский день в первый класс Базовой школы. Более всего приходилось работать с архивными документами по этому году.
    Протоиерей Н. Чуков курировал деятельность школ в Каргопольском уезде, он был председателем Олонецкого училищного совета в 1909 г., выступал много раз на сънздах учителей. Мы приведем отрывок его речи из журнала «Церковные ведомости» № 47 19 ноября 1911г.
   «У нас в Олонецкой губернии школьная работа идет у всех на виду, каждое школьное событие, каждая копейка расхода гласно обсуждается при широком участии земских и других общественных элементов; земства видят и работу, и нужду и, так как сельские общества у нас вообще не участвуют в хозяйственном содержании школ, земства отзываются и помогают нам. В результате дружная совместная работа, удостоившаяся Высочайшей отметки: на Всегодданейшем отчете г. Олонецкого губернатора за 1909 год, прочитав строки, где было написано об этой дружной работе земства и духовного ведомства, попечительства их над школами. Государь Император собственноручно изволил написать: Так и должно быть. Николай».
    Более тридцати лет успешно развивалось и действовало Каргопольское общество попечительства народного образования. Оно было зарегистрировано в Петрозаводске и в «Памятной книжке олонецкой губернии за 1912 год» значится: Почетный блюститель общества -Николай Георгиевич Серков, учитель - инспектор, надворный советник Иван Макарович (Максимович ) Боголюбов,законоучитель протоиерей Вл.И. Петров, Михайлов, Шабунин, Белоусов, учитель Николай Полуянов».
    Учителя всегда были на острие передовых идей, вели общественную работу, выступали в печатных изданиях. В «Вестнике Олонецкого губернского земства» 1902-1910г.г. более двадцати публикаций учителя из Заручевья Большешальской волости Ивана Ивановича Забивкина. Это был подвижник образования, заступник для односельчан, поборник правды. Он создал ряд очерков о жизни и быте крестьян волости, ремеслах, развитых в округе. Кстати, один из первых, кто активно выступил против незаконной, неведомственной порубки лесов в Большой Шалге. Его труды заслуживают специального изучения и систематизации, а статьи - особого издания.
    Мы приводим одну выдержку из его выступления в печати: «...Все они прекрасно понимают теперь, что такое хозяйничанье ведет в будущем к полнейшему банкротству и горькой нищите. На их сходах часто поднимается этот вопрос с таким азартом, как беспощадно и резко клеймят они однообщественников, особенно много продающих строевого лесу. Они сознают незаконность лесной торговли... Надо надеяться; что крестьянство, сознав солидарность своих интересов и объединившись, с успехом начнет с этим бороться.» (И.И.Забивкин «Вестник Олонецкого губернского Земства» 1909г. № 10).
    Не надо доказывать как же это выступление вековой давности злободневно и сейчас.
    По поводу истребления леса в Большешальской даче ( Заметка из Каргополя. Олонецкой губернии) «Новое время», 1913 г. № 13298.
    На учителя всегда возлагалась великая ответственность в воспитании детей, как и у врача - заповель не навреди была во все времена изначальной.
    И каждый раз, входя в класс, учитель выполнял эту свою, заветную клятву Гиппократа. И спрос всегда был с учителя, как с первого проводника идей. Помимо учительского контроля их подвергали слежка даже органы полиции. Для подтверждения этого мы предлагаем одну лишь выписку из архива полиции за 1910 г. «Его превосходительству господину, Губернскому исправнику.

  Помощник надзирателя г.Каргополя. Секретно. 5 июня 1910г.
  Рапорт. Доношу. Вашему Высокородию, что учитель Каргопольского городского 3-х классного училища Сергей Владимирович Михайлов 2 сего июня из г.Каргополя выбыл в Санкт - Петербург. Помощник надзирателя Носиков.
  Резолюция: Уведомить начальника губернской полиции согласно его отношения от 24 февраля 1909г. № 233.»


    Бывали случаи и похуже, - «давалось имя доброе народного заступника, чахотка да Сибирь...»
    Но все-же государство заботилось о старых учителях. Назначались пенсии и пособия.
    Учительство было поставлено в хоть какие-то возможности для существования перед чертой бедности. В царской России стипендии и земские субсидии, пенсии учителям регламентировались в Земских , управах и давались персонально. Мы представляем список медалей, выпущенных в России в начале XXвека до 1917 г. (по кн. «Русские награды XVIII- XXв.» В.А.Дуров,М. 1997.)
1881 г. - медаль (золото) «За успехи и прилежание» для студентов и гимназистов;
1894 г. - медаль на Аннинской ленте «За успехи в учении и добронравие»;
1894 г. - медаль (серебро и золото) на Александровской ленте «За успехи в образовании юношества»;
1909 г. - медаль (серебро) в память 25-летия церковно-приходских школ;
1909 г. - медаль «За 10-летние труды по народному образованию».
Такой медалью, к примеру, награждена учительница рукоделия Каргопольской городской двухклассной школы Е.Н.Горбунцова (см.газету «Каргополье» 01.02.92г.).

   Священники в епархиях за заслуги награждались серебряным или золотым наперстным крестом.
   Конечно авторитет учителя не в медалях. Труд его тяжел и тернист, подбирал ключ к каждому из своих учеников, он идет сложным путем исканий и ошибок. Готовится, не спит ночью, в любую погоду придет с советом в семью, как врач духовный он всегда востребован. Авторитет сельского учителя и священника был большим и высоким. Он обладал великим даром - грамотой и достоинством и передавал это поколениям своих учеников. Учитель как правило первый входил в число людей волостной управы, вел общественную работу. Для учителя - священника было еще больше дел. Лот самого первого таинства - крещения он всегда был с односельчанами с детства их и до смерти.
   Они проторяли первый путь.
   Всех учителей первого поколения, учителей - патриотов было много, и в данном очерке даже не ставилось задачей собрать воедино сведения о всех учителях Каргопольского уезда. Начиная от Лекшмы по Петербургскому тракту они относились к Вытегорскому уезду и сведения о них остались в вытегорских архивах. И все же о большинстве известных преподавателей светских и духовных мы даем краткие сведения, передавая им дань уважения от последующих поколений их земляков. Второй список священнослужителей по волостным приходам был составлен уже в первое советское время для их преследования, они были «мобилизованы» как «буржуазия». Этот скорбный список мы даем без сокращений.
 
 Список учителей Каргопольского уезда в 1917-1918 г.г. (первых советских школ), (по данным Уездного военкомата).
Кузьмин Яков Иванович                   1895 г.р.Зав. народным образованием, член Каргопольского Ревисполкома.
Шушерин Николай Васильевич         1887 г.р.    штабс-капитан, делопроизводитель учительской семинарии Каргопольского отдела народного образования
Лесков Петр Васильевич                  1897 г.р. прапорщик г.Каргополь Учитель 1 Светской школы № 1 г.Каргополя
Брянцев Христофор Николаевич      1811г.р. Учитель 3 школы 1 ступени
Коренев Николай Иванович             1890г.р.    Учитель Ловзангской школы
Попов Иван Михайлович                 1881 г.р. Уездный журналист г.Каргополь Работник газеты «Каргопольский колокол»
Каргалов Алексей Игнатьевич         1893г.р. Коневская школа
Никулин Владимир Степанович       1896г.р. Речно- георгиевская школа
Крычков Михаил Петрович             1891 г.р. Лекшмоборовская школа
Енодов Николай Иванович             1888г.р. Ошевенская школа
Каюкин Филипп Васильевич           1892 г.р. Хотеновская 1 школа
Меньших Илья Васильевич             1892г.р. Ряговская школа
Зуев Иван Иванович                      1895г.р. Ловзангская школа
Попов Иван Филимонович              1897г.р. учитель Заручевской сельской школы Лодыгинской волости
Киселев Василий Афанасьевич       1884г.р. учитель Лодыгинской сов. школы
Нижемский Григорий Григорьевич  1888 г.р. учитель Надпорожской с школы
Моисеев Андрей Иванович                          Низовская школа
Шежемский Константин Петрович               учитель Капитанской с. школы
Исаева Мария Фоминична ( 19 лет) журналистка (беспартийная)
Попов Иван Миротьевич                  1881 г.р. журналист (Уездкомвол)
Пантина Е.А. в 1916 г. - учительница Верховского Тихманьгского училища, д.Верховье
Пети Наталья Ивановна (38 лет) дворянка, служащая.

  В 1913 г. последовал императорский указ о представлении священника Благовещенской церкви Михаила Покровского к ордену Святой Анны IIIстепени, (см. Н.И.Решетников «История - в документах Каргопольского музея»).
  Красноречивым фактом общественного служения учителей является участие их в Обществе изучения Олонецкой губернии в 1913 г. Из 23 членов названного общества 14 были каргопольские учителя. Вот их имена:
Председатель: Боголюбов Иван Макарович, - зав. Каргопольским высшим нач. училищем.
Белоусов'Андрей Николаевич - Ис. об. учителя;
Чубаров Петр Яковлевич - инспектор народных училищ Каргопольского Управления;
Петров Владимир Иоаннович -законоучитель высших начальных училищ;
Казанский Иоанн Михайлович - священник Ряговского прихода, законоучитель;
Соловьев Илья Адрианович - учитель Воезерского земского училища;
 Агапитов Николай Николаевич - учитель Волосовск.. мин. уч.;
Богословский Николай Николаевич - учитель Лекшмозерского земского училища;
Брянцев Христофор Николаевич - учитель;
Корехов Иван Кузьмич -учитель Лепшинского земского училища;
Пегоев Иван Алексеевич - учитель;
Рогов Александр Михайлович - учитель Ловзангского 2-х классного министерск. училища;
Рудометов Иван Ильич - народный учитель, Лекшмозерское, Орловское училище;
Темяков Федор Трофимович - учитель г.Каргополь.
см. «Известия общ. изучения Олонецкой губернии», 1915 г., т. VI).


  Учитель всегда шел в ногу со временем, он был носителем передовых, национальных идеалов, выступал против духовного одичания молодежи.  В этом заключался святоносный смысл его деятельности, и пропустив его через себя, он возвращал уже только в очищенном виде это в души учеников своих.
  Как     учителя  в  Каргопольском  уезде участвовали  в  общественной  работе,  в  каких обществах состояли.
 
СПИСОК Каргопольского отделения Общества изучения Олонецкой губернии ( составлен 14 мая 1913 г.)
 Председатель: заместитель губернатора Олонецкой губернии Александр Федорович Шидловс'кий. (Известия. Общие изучения Олонецкой губернии, 1915г., т.VI.)
Г. Каргополь
а) Действительные члены:
    218. Боголюбов Иван Макарович, заведующий Каргопольским высшим начальным училищем;
    219. Белоусов Андрей Николаевич, ис. об. учителя;
    227. Чубаров Петр Яковлевич, инспектор народных училищ Каргопольского уезда.
б) Член - сотрудник.
    228. Петров Владимир Иоаннович, Законоуч. высш. нач. уч.
КАРГОПОЛЬСКИЙ   УЕЗД.
а) Действительные члены:
    229. Казанский Иоанн Михайлович, Кенозерское Волостн. Свявд. Ряговского прихода.   Правление, Каргопольского уезда.
    280. Соловьев Илья Александрович, Ст. Няндома, Сев. Ж.Д., Вое-Учитель Воезерскаго зем. уч.      зерское Волостное Правление
    231. Тихонов Константин Григорьевич,     ст. Архангелы. Губ. Секр., Пристав 2 Стана.
б) Члены - сотрудники:
    232.Агапитов Николай Николаевич,Учит. Волосовск. мин. училища.
    233. Богословский Николай Николаевич, Учитель Лекшмозерского. земского училища.
    234. Брянцев Хрисанф Николаевич, Учитель.
    237. Пегоев Иван Алексеевич, Учитель.
    238. Реговъ Александръ Михаиловичъ, Учит. Ловзангскаго 2-хъ класс.Министерскаго училища
    239. Рудометов Иван Ильич, Народный Учитель. Лекшмозеро. Орловское училище
    240. Темяков Федор Трофимович, Учитель. г.Каргополь, ул.Потаниха, дом Носовой.

     Двадцатый век. Как стремительно он ворвался в жизнь русского народа. С Торжеством люди отметили 1900 год по-своему радуясь новым надеждам на будущее. Но век двадцатый своими потрясениями, войнами и революциями, гражданской войной разорвал в клочья эти надежды, он ворвался в жизнь спокойной глубинки - Олонии, как поглощающий людей смерч. Учителя были передовыми людьми и понимали, что безбожие, изгнание из русских душ удерживающей силы отзовется на новых поколениях их учеников тяжелым бременем. И все же русский народ сохранил свои силы, ценой ужасных потерь, потрясений, лишений и жертв. И даже, невзирая на гонения антицерковные и антихристианские, сумел сохранить веру. Те учителя, которые не вступили в профсоюз «учителей - безбожников», оказались за чертой выживания, их объявили «бывшими» и «врагами народа». Гонка устоев общества, введение политграмоты было скоротечной и насильственной кампанией. Первые советские школы были созданы на базе тех же зданий в волостях и на погостах. Церковно-приходские школы после отделения церкви от государства закрыты.
     Из приказа отдела образования 1818г. : «Для сельско- хозяйственного училища отвести помещение в казенном винном складе, а для учительской семинарии - в упраздненном духовном училище...» Из материалов заседания съезда Каргопольского У.Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов 23 февраля 1818г.
     Писать историю начала XXвека - дело нелегкое и даже неблагородное. Слишком много материалов скрыто временем, уничтожено в архивах и при их передаче в другие ведомства, а многие - уничтожены сознательно, чтобы замести следы преступлений и перегибов новой власти.
     Объем материала данного очерка не позволяет охватить все стороны жизни деревень и уезда. Тем более не ставится цель политизировать тему. Мы просто хотели показать в какие условия было поставлено старое учительство. Ведь население и его рост в России резко пошло на убыль. Первая мировая война поглотила 10, гражданская - 12 млн. чел. и столько же (12) пожертвовано для проведения коллективизации. Эта ужасающая статистика для XXвека оказалась роковой характеристикой его начала. В его горниле погибали ученики школ конца XIXвека, молодые и здоровые жители деревень, цветущие парни по 18-ти лет, рожденные в 1900 году. Основную жертву на заклание дала 50-70 рублей в год. Повышались пенсии и пособия старым людям, отработавшим более 25 лет, назначались пенсионные кассы и земские стипендии. Причем Пенсии назначались не только самому ветерану педагогического труда, но и жене и детям ( пожизненно). Сиротркий фонд в земствах позволял поддержать материально детей умершего кормильца. По решению земской управы могла быть начислена пенсия вдове учителя. В архивах много примеров материальной помощи учителям на их бесплатное лечение,- так называемые 4% ссуды.
     Сразу надо заметить, что все это шло не столь гладко. Была целая армия нуждающихся, так называемых «недостаточных лиц». От слова достаток, который дается трудом и только им. с неба даже манна небесная спускается раз в сто лет, да и то не каждому. И обидно осознавать, что даже работающему человеку. задерживалось жалование, в пенсион учителю вносились задержки, выставлялись проволочки и волокита с бумагами чиновниками. Эта армия всегда одерживала верх. Плати из своих ровно столько, сколько хочешь высудить и тогда ты получишь из казны хоть сколько, чтобы уйти ни с чем... Приведем пример выступления Л.Унина в «Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера» в 1913 г. № 20 в защиту учителя Карпа Андреевича Докучаева - Баскова. «И вот последний мой упрек названному Обществу, так энергично начавшему работать; оно умело отблагодарить всех, отозвавшихся материально, но оно не подумало о тех немногих, которые, конечно, не пришлют и ста копеек, ибо голодны всю жизнь, отданную только на пользу родины. Я говорю, конечно, о Карпе Андреевиче Докучаеве-Баскове, лучшем гражданине Каргополя и славном сыне Олонецкого края». Он действительно нуждался, жил за чертой бедности; не хватало для письма своих трудов чернил, бумаги и керосина. Его жизнь - пример самопожертвования, учительского долготерпения и мудрости. Труды свои по истории края он писал для того, чтобы служить людям, принести пользу последующим поколениям своих сограждан, своих учеников. Вся жизнь его пример поучительный и грустный. Как горько осознавать, что и он в плане социальной защиты был не один, хотя со стороны государства проводился минимум, положенного по тарифу казенного обеспечения. Пенсии учителям назначались земскими комиссиями.
     Как назначались пенсии учителям, какую социальную защиту они имели. Как государство гарантировало безбедную жизнь учителей? Об этом красноречиво говорят материалы «Вестника Олонецкого губернского земства» № 9 за 1909 год, в нескольких номерах которого публиковался материал: «О пенсии народным учителям и учительницам». Мы его предоставляем вниманию читателя в отрывках.
     Согласно проекту Министерства Народного просвещения, предположено исключить ст. 34 уст., в силу коей право на получение пенсии сохраняется лишь при нахождении в отставке или при состоянии на бесплатной службе, а п.6 ст.48 изменить в том смысле, что право на получение пенсии закрывается в случае вторичного поступления на службу, сопряженную с обязательным участием в пенсионной кассе. Но и этот порядок нельзя признать обеспечивающим в достаточной степени интересы старослужащих учителей. Можно было бы представить всем народным учителям, выслужившим не менее 25 лет, право получать сверх жалованья и выслуженную ими в кассе пенсию, подобно практике, установленной законом для средних учебных заведений.
     В этом последнем случае личный счет участника по выслуге ими 25 лет ступает в кассу наравне с участниками, в первые поступающими в кассу. По оставлении учительской службы такой пенсионер - участник сверх получаемой за 25 лет участия в кассе пенсии приобретет право на дополнительный расчет по кассе.
     В виду изложенного надлежит: 1) взамен ст. 34 уст. ввести следующее положение:
   « Участник, приобревший право на пенсию, может пользоваться ею не только по оставлений учительской службы, но и во время состояния на таковой службе, при условии выслуги в сем последнем случае не менее 25 лет в должности народного учителя. Оставшийся на службе после выслуги 25 лет учитель, пользующийся пенсией, продолжает свое участие в кассе на правах вновь вступившего участника», и 2) исключить п.6 ст. 48 устава. русская деревня. Сельский учитель все это прекрасно осознавал и переживал вместе со всей страной. Записки старых учителей поэтому и не сохранились, а они были. Грамотный человек на селе и в школе всегда вел наблюдения, дневники, выписки из газет. Но уже в 18 году настало время, когда в обиход вошли слова «враг народа», «канцлагерь». «расстрел»; - в быт вошла заповедь - «не пикни».
    « Школьное обучение ведется без всякой программы, или по программам, выработанным жандармами народного просвещения Николая Романова...»
    Из раздела «Управление просвещением» Резолюции Каргопольского уездного,съезда крестьянских, рабочих и солдатских депутатов» 23 февраля 1918г.
     Тысячи старых священников и учителей, кто преподавал Закон божий в школах были репрессированы, а те, кто были награждены в своё время царскими медалями «За усердие в народном образовании», - в первую очередь. ( Ю.И.Кимаев, ст. «Расстрелянный учитель», газ. «Каргополье», 1991г.).
     По рассказу отца Николая Ивановича( в 1919 г. ему было 10 лет), он помнил, как из Погоста в Большой Шалге увозили арестованного священника, который преподавал Закон божий. В санях его увозили в город и никто его больше не видел... Остались на пути разбросанные бумаги и книги, замятые в снег...
     А школа на дороге перед Казаковым стояла и действовала. По полям мимо Погоста утром брели стайки босоногих или в лапотках ребятишек, в домотканых холщевых сумках через плечо несли они с собой источники их знаний- книги.
     Эту школу в своё время заканчивал и дед - Иван Дмитриевич Турандин с Похвальным листом на гербовой с водяными знаками бумаге и «золотыми» буквами - «За усердие в. учебе и достойное поведение». Подпись учитель Иван Зыков. К грамоте, сохранившейся до сих пор прилагалось именное, дарственное Евангелие в красном тисненом переплете с благодарственной надписью учителей. Это была реликвия для семьи.
     А сам Николай Иванович не мог представить тогда, что в 40-е годы станет учителем и директором этой школы. А может и знал. Как знать, как знать. А вместо школы у большой дороги, как тогда ее называли, осталась старая сосновая роша, теперь уже вековая, посаженная когда-то учениками школы нашими прадедами. А рядом «младая роща разраслась»...Вот такой семейный социум. Для того, чтобы его развить, нужна новая статья для воспоминаний...

«Грядущее на всех изменит взгляд, И странностям, на выдумки похожим,
Оглядываясь издали назад, Когда-нибудь поверить мы не сможем.»
                                    Б. Пастернак.


О бедном учителе замолвите слово

     Приступая к заключению очерка, мы невольно сравниваем положение в обществе учителей старого поколения и современных. Что изменилось в их личном и общественном состоянии за сто лет. Ведь за это время даже общественный строй менялся несколько раз, ломая за собой и способы распределения материальных благ.
     Оказывался ли учитель на грани материального выживания и где эта грань. Наверное не случайно русского человека считают самым терпеливым. Говаривали в старину,- «Мужик лохмат, все вытерпит,- его. как овцу, два раза в год стриги, опять обрастет.» Но одно дело работающий мужик, приносящий материальные блага физическим трудом, учитель производит путем материально незримой умственной работы блага духовные. Его труд неосязаем теперь, он работает на будущее учеников и всей страны. Понимали ли это люди власть придержащие в далеком прошлом. По всей видимости понимали. В царской России правительство всеми средствами старалось поддерживать учителя на высоком уровне жизни. За 100-120 рублевую плату в год учитель вполне мог арендовать четырехкомнатную квартиру.
     Согласно проектируемому изменению ст. 39, предполагается назначать пенсию детям участников и пенсионеров не при условии 10-летнего участия в кассе, а независимо от него в размере, равном !/г% от последнего содержания участника за каждый год службы его, с ограничениями, установленными п:п.3и4 действующей ст.38 уст. Такое расширение прав сирот умаляется, однако, незначительными нормами пенсий. Поэтому представляется желательным увеличить размеры сиротских пенсий. Согласно расчетам указанном в представлении Министерства Народного Просвещения, для покрытия обязательств, возникающих по сиротскому фонду при предположенном в упомянутом представлении расширении прав сирот, необходим был бы на 1 января 1906 г. капитал в 80.469р. 42к., а в действительности к тому же времени сиротский фонд достиг 191.706р.02к., т.е. обязательства составляют всего 42% имеющегося капитала. Таким образом, если даже обязательства возрастут почти в 2 Уг раза, то они покроются наличным фондом. Поэтому, если увеличить нормы сиротских пенсий в 1 Уг раза против предложений Министерства, то такое увеличение будет вполне допустимо в видах осторожности расчетов. В виду сего, желательно в проектированном Министерством пункте 1 статьи 39 указание на1/2% заменить указанием на 3/4%.
     Независимо от сего комиссией по народному образованию, при рассмотрении обсуждаемого законопроекта, были высказаны следующие пожелания:
1) Признавая проектируемое увеличение сиротских пенсий совершенно недостаточным, но имея ввиду, что по средствам самой кассы дальнейшее улучшение и изменение .способа обеспечения сирот представляется невозможным, комиссия полагает предложить Министру Народного Просвещения составить соображения и внести в ближайщем будущем на уважение законодательных учреждений представление об улучшении способа послужебного обеспечения сирот, при условии дополнительного . отпуска на сиё кредитование из казны.
2)  Признавая желательным увеличение размера пенсий самих участников и вдов и имея ввиду, что для сего необходимо увеличить размер отпускаемого казною пособия в кассе (ныне 6% содержания учащихся), комиссия полагает предложить Министру Народного Просвещения представить законопроект о доведении пенсионного обеспечения учащихся в начальных училищах до такого размера, чтобы за выслугу   25 лет размер пенсии приближался к среднему окладу содержания, принимая таковой в 360 р. в год.
3) Познавая необходимым, чтобы все учителя начальных училищ всяких наименований и всех ведомств были сравнены в отношении послужебного обеспечения, и считая, что самым правильным путем для вернейшего достижения сей цели было бы обязательно привлечение всех учащихся к участию в пенсионной кассе на равных для всех основаниях, комиссия полагает необходимым предложить Министру Народного Просвещения войти в законодательные учреждения с особым по сему предмету законопроектом.
     Руководствуясь вышеизложенным, комиссия по народному образованию представляет на одобрение Государственной Думы следующий законопроект:
     Для всех народных учителей и учительниц, вступивших в пенсионную кассу народных учителей и учительниц до 1 ноября 1908 года, а также для тех из них, которые вступят в число обязательных её участников до 1 января 1925 года, относить на счет казны ту часть пенсии, которая причиталась бы выходящему на пенсию лицу, оставляющему службу, и его жен за годы его службы в начальных училищах всякаго наименования, протекшее до вступления его в кассу, считая эти годы как бы платными, приняв оклады содержания за всю прежнюю службу в триста шестьдесят рублей в год.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню